Как оценить акустическую обстановку в помещении

Краеугольный камень, на который опираются инженеры, приступая к оценке акустической обстановки – функциональное предназначение помещения, которое, собственно, и определяет необходимые для него акустический параметры.

Акустика кинотеатра Акустика ресторана

Различные помещения предъявляют разные запросы к уровню акустики. В то время как для, скажем, квартир, офисов, тиров актуальны в первую очередь хорошая звукоизоляция и звукопоглощение, для студий звукозаписи, концертных залов и кинотеатров, музыкальных и репетиционных комнат огромное значение имеет качество звучания. При разработке мероприятий по акустике помещений, в той или иной мере предназначенных для работы со звуком, инженерам-акустикам необходимо учесть очень широкий круг факторов: архитектурные особенности и дизайн помещения, характеристики и специфика распространения в нем звуков, расположение звукового оборудования, степень звуко- и виброизолированности и многое-многое другое.

Качество акустики в помещении неразрывно связано с особенностями его архитектурного проектирования. Многие проблемы акустики студий звукозаписи, концертных залов, музыкальных комнат возможно решить уже на этапе планирования и строительства, разработав оптимальный для конкретного объекта архитектурный проект.

Акустичсекий проект

Важное значение для акустики помещения имеют его размер (объем) и пропорции. Эти параметры задают уровень звука в различных точках пространства и определяют резонансные частоты звучания. Сегодня становится популярным обустраивать домашние музыкальные и репетиционные комнаты, студии звукозаписи, кинотеатры и другие помещения, требующие профессионального качества звука, в частных коттеджах или квартирах. Однако небольшой размер и архитектурные особенности, характерные для подобных помещений, не могут обеспечить необходимый в них уровень акустики. Чем меньше помещение – тем больше неблагоприятных явлений влияет на качество звука. Это и резонанс, и увеличенное время реверберации, и «пики» и «провалы» звучания, и нежелательное окрашивание звука, и дефекты тонального баланса. Кроме того, в небольших по размеру квадратных или прямоугольных комнатах из-за параллельности стен, пола и потолка часто возникает эффект «порхающего эха».

Если помещение изначально построено ненадлежащим образом, частично скорректировать его акустику возможно лишь с применением большого количества специальных акустических звукопоглощающих материалов. А вот на стадии проектирования избавиться от негативных акустических явлений можно, подобрав оптимальные размеры, пропорции и форму помещения: увеличивая его площадь и/или высоту потолка, избегая параллельности больших поверхностей (именно эти приемы можно наблюдать в профессиональных студиях звукозаписи, кинотеатрах, концертных залах). При этом следует помнить, что обеспечить идеальные акустические условия для работы со всеми типами звука и записей лишь правильной архитектурной планировкой - невыполнимая задача, так что объем и форма помещения выбираются в первую очередь исходя из его основной специализации. Для гибкой коррекции акустических условий используют специальные мобильные звукопоглощающие конструкции, которые можно применять или настраивать по необходимости.

Акустика студии звукозаписи Акустика студии

При оценке помещения следует обратить внимание на оконные и дверные проемы. Само наличие окон отрицательно влияет на акустику: стекло интенсивно переизлучает звуковые волны в помещение и одновременно – пропускает низкие частоты наружу, ослабляя звук. Поэтому большие окна в студиях звукозаписи, домашних кинотеатрах и репетиционных крайне нежелательны. Если же они все-таки есть, акустический проект должен предусматривать шторы, жалюзи или массивные деревянные ставни. Избежать «утечки» звука через дверной проем поможет массивная, плотно прилегающая к коробке дверь с порогом и уплотнением по всему периметру резиновой прокладкой для исключения щелей. Наиболее эффективным в этом случае будет дверное плотно из цельного массива твердого дерева или многослойное, выполненное из чередующихся пластов мягких и жестких материалов.

Правильное расположение ограждающих конструкций, звуковой аппаратуры и зоны прослушивания относительно друг друга самым непосредственным образом влияет на восприятие звука слушателями. Этот простой инструмент – наиболее дешевое средство коррекции звучания, особенно в том случае, когда речь идет о помещениях с неблагоприятной для акустики планировкой, изменить которую уже невозможно.

Акустика домашнего кинотеатра

Немалую роль в создании хорошей акустики играет и дизайнерское решение помещения. На акустике сказывается даже тип материалов, использованных в интерьере в достаточных количествах. Любые мягкие волокнистые материалы, такие как шторы, ковры, ткани, мягкая мебель, не только украшают пространство, но и весьма эффективно поглощают звук. Жесткие твердые поверхности из пластика или гипсокартона, напротив, переотражают звуковые волны, ухудшая акустическую обстановку. Их обилие в дизайне помещения означает, что для создания в нем надлежащего уровня акустического комфорта потребуются дополнительные средства и усилия.

Акустические ткани в интерьере Акустическая ткань

Разумеется, при оценке акустической ситуации нельзя не уделить внимание такому важному вопросу, как звуко- и виброизоляция помещения. Проникновение в домашний кинотеатр, репетиционную комнату или студию внешних шумов, равно как и гудение внутренних систем вентиляции или кондиционирования может быть не только неприятным, но и катастрофичным для работы. А пресечение шума, исходящего из помещения наружу – залог спокойствия и хороших отношений с соседями и членами семьи. Так что профессиональные мероприятия по всесторонней защите от шума и вибраций – обязательный пункт программы акустического комфорта.

Акустические материалы


Экологичные акустические плиты из древесного волокна, декоративные акустические МДФ-панели с отделкой натуральным или искусственным шпоном, акустический поролон, металлические акустические панели.

Акустические потолочные плиты и панели, акустические острова и баффлы из базальтового волокна, стекловолокна, древесной шерсти, перфорированной стали, акустические натяжные потолки, перфорированные акустические гипсокартонные плиты.

Акустические напольные и настольные экраны и перегородки, акустические диффузоры (звукорассеиватели), акустические ловушки на базе акустического пенополиуретана и МДФ.

Комментарии