Акустическая отделка концертного зала в Одессе
Акустическое отделка концертных залов – настоящее искусство, требующее от инженеров колоссальных знаний, опыта и определенной интуиции. Подход к каждому объекту такого рода сугубо индивидуален. На акустические характеристики концертного зала влияет множество факторов: от архитектурно-планировочного и дизайнерского решения помещения до степени заполненности на каждом выступлении. Для воспроизведения разных жанров музыки необходимы залы с разными акустическими параметрами, а в пределах одного зала следует обеспечить различную акустику на сцене и в зоне расположения слушателей. В то же время большинство современных коммерческих концертных залов строятся как универсальные, а перед специалистами-акустиками ставится сложнейшая задача создать в них некую усреднено-идеальную акустическую среду, оптимальную для воспроизведения не только самой различной музыки, но и речи.
Основные параметры архитектурной акустики концертных залов можно свести к следующему:
- Обеспечение всех слушателей достаточным количеством звуковой энергии.
- Создание в зале диффузного звукового поля, благодаря чему избегают эха, зон чрезмерной концентрации или провалов звука.
- Обеспечение оптимальных показателей времени реверберации в зале и на сцене (для акустического комфорта исполнителей необходимо большое количество ранних отражений в области сцены, в то время как для лучшего восприятия музыки слушателями подходит более «глухое» пространство).
- Отсутствие посторонних шумов.
Основным средством коррекции естественной акустики выступает подбор оптимального архитектурно-планировочного решения помещения концертного зала. Правильный выбор формы, размера, объема, вместимости концертного зала и расположения в нем различных архитектурных и интерьерных элементов могут решить значительную часть задач по созданию диффузного звукового поля и соотношения поступающей к слушателям отраженной и прямой звуковой энергии. Из-за большого количества звуковых отражений практически невозможно добиться качественной акустики и равномерного распределения звука в залах правильной кубической или прямоугольной формы с большим количеством ровных, особенно параллельных, отражающих поверхностей. Вогнутые поверхности стен, в свою очередь способствуют чрезмерной фокусировке звука в отдельных зонах зала, поэтому круглый или овальный зал – также не лучший выбор.
Акустику не совсем идеального (но и не безнадежного) с точки зрения архитектуры концертного зала можно улучшить с помощью различных акустических звукопоглощающих и звукоотражающих материалов и конструкций.
Чтобы исполнители могли слышать сами себя, сцена должна быть оборудована отражающими поверхностями, обеспечивающими высокий уровень ранних отражений. В виде наклонного или же выпуклого отражателя может быть выполнена передняя часть потолка. В залах с высокими потоками применяют специальные жесткие подвесные панели различной формы, площади и наклона, устанавливаемые над исполнителями и передней частью зрительного зала. В залах с очень просторной сценой часто используют так называемую акустическую раковину – трансформируемую конструкцию из отдельных мобильных звукоотражающих панелей большого размера. Благодаря мобильности элементов раковину можно видоизменять и приспосабливать под определенную акустику для различных ситуаций.
В зрительном зале необходимо достигнуть в первую очередь равномерного распределения звука по всей площади. Звуковые волны в зрительном зале должны рассеиваться и приходить в виде отражений со всех направлений. Диффузности звукового поля можно достичь членением больших гладких отражающих поверхностей зала под разными углами и расположением на них различных архитектурных элементов – балконов, колонн, лоджий. Очень эффективно размещение на стенах и потолке специальных акустических рассеивателей - диффузоров Шредера, Хеопс и Barrel.
Для получения оптимального отражения размеры отражающих элементов возле сцены должны быть не менее 5-6 м шириной, чтобы обеспечить равномерное распределение звука на все места при перемещении источника звука. А их членение, в свою очередь, обеспечивает рассеивание звуковых волн на всех диапазонах частот.
Достаточное отражение звука с целью донести необходимое количество звуковой энергии до всех слушателей, наиболее актуально для помещений с естественной акустикой, где звук исходит только от сцены. В залах, где используются системы звукоусиления и/или звуковоспроизведения, доставляющия звук в любой уголок, наиболее остро стоит проблема устранения паразитных отражений, наслоения и перекрытия звука, возникающих при работе аудиоаппартуры. Концертные залы с «электронной» акустикой зачастую оказываются слишком гулкими и требуют отделки звукопоглощающими материалами.
Свойствами звукопоглощения на низких и средних обладают материалы с мягкой или волокнистой структурой, сквозь которые свободно проходят звуковые волны. В концертных залах широко применяют плиты из акустического пенополиуретана Softakustik и FLEXAKUSTIK, древесноволоконные панели Troldtekt, Heradesign. Отличный результат демонстрируют акустические потолки AMF THEMATEX Alpha на основе стекловолокна.
Для рассеивания и поглощения звука в широкочастотном диапазоне используют акустические конструкции или многослойные панели, в которых объединены звукопоглощающие материалы и звукоотражающие перфорированные облицовки, например, акустическая минеральная вата или стекловата Шуманет, AcousticWool, Акулайт и перфорированный гипсокартон КНАУФ Акустика, Knauf Cleaneo, Danoline.
Материалы для акустики концертного зала
Завершающим штрихом по созданию качественной акустики концертного зала является его звукоизоляция. Важно, чтобы зрительный зал и сцена были защищены не только от внешних, уличных шумов, но и от звуков из соседних помещений - фойе, кафе, санузла. Также в концертном зале следует предусмотреть надежную звуко- и виброизоляцию систем вентиляции и кондиционирования.
Комментарии